Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 190
Категории каналов

История школы

Прежде чем приступить к работе, связанной с историческим прошлым средней общеобразовательной школы №21, необходимо ознакомиться с историей той местности на которой она появилась и впоследствии развивалась т.е. с историей Дягилевского военного городка.

Военная часть, расположенная на территории Дягилевского городка, родилась в суровое и тревожное время. Разожжённое империализмом зарево потока второй мировой войны охватывало одну за другой страны земного шара и в Европе приближалось к границам нашей Родины.

Фашистская Германия готовилась для нападения на Советский Союз.

В это время советское правительство принимает серьезные меры для подготовки страны к отпору врага. В ускоренном военном развитии особое место отводилось бомбардировочной авиации.

Осенью 1940 г. советское правительство принимает специальное постановление о формировании в составе ВВС страны двух высших школ штурманов: первой в г. Рязани на аэродромном узле Дягилево и второй в г. Иваново. 31 декабря 1940 г. состоялось торжественное открытие школы штурманов. Начальником школы был назначен штурман прославленного чкаловского экипажа, совершившего на самолёте АНТ-25 первый перелёт из Москвы через Северный полюс в США, генерал-майор авиации Беляков А.В.

22 июня 1941 г. было совершено вражеское нападение фашистской Германии на нашу страну.

Приближение линии фронта к аэродрому «Дягилево» охватило работу по подготовке экипажей. И поэтому было принято решение о перебазировании школы штурманов в г. Карши в Среднюю Азию.

В апреле 1944 г. школа штурманов вновь вернулась в г. Рязань. Одновременно с напряжённой лётной работой рос и хорошел авиационный городок. В гарнизоне не было зелёных насаждений и каждый взлетавший самолёт обрушивал тучи пыли на всю территорию городка. Постепенно совершенно голая и пыльная территория гарнизона, усилиями жителей и слушателей, превращалась в хорошо спланированную зелёную зону с тенистыми аллеями. Развернулось дорожное строительство, в 1949 г. был заложен большой фруктовый сад, в западной зоне авиагородка семьи военнослужащих разбили парк. Началось строительство стадиона, бассейна.

В 1951 г. была пущена в эксплуатацию троллейбусная линия Рязань - Дягилево. В 1955 г. была введена в действие телевизионная ретрансляционная станция на аэродром Дягилево.

В 1960 г. было построено здание средней общеобразовательной школы №21. Но её история начинается намного раньше.

Самое раннее упоминание о советской школе № 21 г. Рязани встречается ещё в 1918 г. в документах Рязанского Губернского Комиссариата по Народному Образованию (нынешнего Рязанского Городского Отдела Народного Образования, или ГОРОНО). Стоит, однако, отметить, что в то время это было частное начальное училище при женской гимназии в г. Рязани. Располагалось оно в центре нашего города и к современной школе № 21 не имела никакого отношения.

В ходе беседы с одной из самых первых жителей авиагородка и учащейся нашей школы, когда-то  — одной из лучших работающих в её стенах учителей, Фёдоровой Аллой Леонидовной, удалось выяснить много интереснейших вещей.

Например, она поведала нам, что поступила в первый класс ещё в 1945 году (отметим, что это самое раннее упоминание об исследуемом нами образовательном учреждении). Школа тогда (если именно так её можно было назвать) находилась в бараке, где ныне базируются новый пятиэтажный жилой дом и гаражи. В здании этом было очень холодно, сыро и совершенно неуютно. В то время имелся всего лишь один класс, уроки в котором вела одна учительница. Несколько позже школа перебазировалась в угловой, подъезд жилого дома № 4 в городке и числила в своем составе уже два класса; Ещё позднее образовательное учреждение переведено в УЛО, где также располагало двумя классами. Ддя детей это была большая радость, так как помещения эти были тёплыми.

Но настоящим праздником для ребят стало тогда то, что под школу часть выделила целый третий этаж Солдатского Клуба. Именно с этого момента то заведение, где проходило обучение детишек до сих пор, могло действительно называться  школой как таковой.

Обучение мальчиков и девочек происходило раздельно, что, по мнению администрации школы, способствовало строгой дисциплине и не мешало учебному процессу. Особенностью последнего были также ежегодно сдаваемые детьми экзамены, начиная с 4-го класса. По вполне понятным причинам (послевоенное время) ребята изучали, в основном, немецкий язык. Учились школьники в две смены

Для всех тогда была обязательна пионерская форма. Каждое утро дома по радио ребята слушали «Пионерскую зорьку» и, приходя в школу, перед уроками обсуждали основные события страны. В классах постоянно проводились патриотические классные часы, на которых школьники отчитывались за выполнение порученных им заданий. Контроль за всем этим вела очень строгая и ответственная пионервожатая Лузгина Л.А., которая была на хорошем счету не только в нашей школе, но и во всём городе.

В школе имелся живой уголок: множество растений, хомячки, кролики, рыбки и т.д. Поддержанием состояния последнего занимались сами  школьники. Ребят вывозили также в совхозы: помогать выращивать и собирать урожаи, ухаживать за животными, одним словом, помогать сельским жителям. Некоторые особо ответственные учителя брали на себя часть организации досуга школьников. Например, Шарова Нина Сергеевна на свои собственные небольшие деньги возила детей в театр, приобщая их, таким образом, к городской культуре.

На первом этаже здания, как уже говорилось выше, располагался Солдатский Клуб, на втором - общежитие офицеров, а на третьем - школа.

 По выходным в Клубе проводились танцевальные вечера, на которые спешили попасть и собирались с особой тщательностью девчонки. Но, учитывая тот факт, что это послевоенные годы, нетрудно догадаться об их немногочисленном празднично-выходном гардеробе. Поэтому на танцы девчата прибегали в школьных платьях, едва успев скинуть с них фартуки и галстуки, придя со школы. На танцевальных вечерах обычно присутствовали пионервожатая и некоторые учителя для сохранения контроля над ситуацией. Они с особой тщательностью следили за тем, чтобы «продвинутые» школьники не танцевали быстрых западных танцев, вносящих деструктивные моменты в организации школьной дисциплины. Но некоторым удавалось исполнить парочку номеров твиста или рок-н-ролла. Стоит отметить также, что в 21.00 в городке должна была быть абсолютная тишина. Если патрули ловили ребенка на улице после этого времени, его вели в комендатуру и вызывали родителей. Соответственные рекомендации к дальнейшему поведению этот ребёнок получал и на школьном собрании.

В 1955 г. состоялся Выпускной вечер, который проходил также в Клубе (по некоторым неофициальным данным, это уже был второй Выпуск школы). В то время, конечно, было очень сложно достать хороший костюм или нарядное бальное платье. Поэтому в более выгодном положении оказывались те, кто шили сами. Но все ребята старались выглядеть красиво.

Такой была наша школа более 60 лет назад. На том месте, где стоит её нынешнее здание, раньше был холм, после войны - огороды, ещё позже — детская игровая площадка (некоторые старожилы авиагородка, возможно, вспомнят аттракцион «Гигантские шаги»).

Далее имеет смысл продолжить рассказ по материалам документов, которые сообщат гораздо больше правдивых и достоверных сведений о школе, нежели наши собственные рассуждения.

Самый ранний официальный документ о нашей школе, который удалось найти в архивах ГОРОНО - это «Отчёты и акты проверки семилетней школы авиагородка за 1949/1950 уч. год».

Например, в библиотеке тогда было всего лишь 438 книг, зато в неделю в среднем прочитывалось 1800 книг. В школе действовали следующие кружки:

1.         литературный;

2.          драматический;

3.          хоровой;

4.           «рукодельский»;

5.          физкультурный;

6.          кружок «Юннатов»;

7.          географический.

Интересен тот факт, что за 1949/1950 учебный год в школе сменилось три директора: в сентябре (до 12 числа) 1949 г. на этой должности ещё был Световод, в конце первой четверти - Васина А.А., с конца второй четверти - уже Коротаева А. А.

«Школа работает в две смены (теперь этот факт был подтверждён документально), и имеет в своем составе 13 классов. Всего учащихся 386 человек. Кроме восьми классных комнат в школе имеются помещения для живого уголка, пионерской комнаты, комнаты для хранения учебного оборудования и комнаты для самостоятельной работы учащихся... Физкультурного зала в школе нет, но командование авиагородка предоставило учебный физкультурный зал для занятий со школьниками... Школа закупила детский спортивный инвентарь...

В школе было тепло, чисто, дети занимались раздетые... всего в школе имеется 115 парт... По количеству детей не хватает 17 парт. Классные комнаты малы, дополнительно парт ставить негде, поэтому дети вынуждены сидеть по - трое. План закупки и продажи учебников школа выполнила на 120%. В виду реорганизации школы из начальной в семилетнюю, учебников для учащихся не хватает... В перьях, карандашах, ручках дети недостатка не имели. Тетрадями в первой четверти школа была обеспечена плохо, в виду реорганизации школы».

Все дети, проживающие на территории авиагородка, обучаются в школе... Медицинское обслуживание учащихся производится через гарнизонную санчасть. Буфета в школе нет.

«В школе организованы и приступили к работе предметные кружки — литература, география, физкультура. Кроме того, из фонда Дома офицеров оплачиваются руководители драматического, хореографического кружков... Учащиеся школы систематически просматривают детские фильмы при Клубе Офицеров, там же проводятся спектакли театром «Юного зрителя»...

Стенгазеты выпускаются регулярно как классные, так и общешкольные (пионерские, комсомольские)...

Большую роль в поднятии успеваемости и дисциплины играет радио - газета.

Каждое воскресенье пионеры и школьники слушают передачи местного радиоузла. Передача называется «Детская страничка». Ребята могут услышать о своих достижениях, недостатках, нарушениях дисциплины. Хорошие примеры находят широкое место в наших радио передачах... Ежедневно проводятся политинформации о внутришкольных и внешкольных событиях, читаются художественные литературы и статьи из «Пионерской правды». В субботу проводятся классные собрания...

Большинство учащихся старается как можно лучше учиться, добросовестно выполняют все задания учителей. Каждый случай нарушений правил поведения служит предметом горячих разговоров между учащимися...

 «Хорошо школе помогает актив родителей. Вообще школа имеет большую связь с семьями... Учителя поддерживают тесную, живую, постоянную связь с родителями учащихся. Родители часто посещают школу и беседуют о недостатках в учёбе и поведении своих детей и мерах их исправления. За прошедшее полугодие каждый родитель посетил школу, а отдельные родители были по 2-3 раза...

Хорошо работает родительский комитет» который помогает в кружковой, учебно-воспитательной работе и организации средств всеобуча. Средства всеобуча создавались силами родителей и в/ч. На собранные деньги оказывалась помощь детям, родители которых погибли на фронте, а также и многодетным».

В 1953/1954 учебном году наша школа называлась так: «Смешанная школа №21 г. Рязани», (по материалам документа 3.4. - «Акты проверки учебно- воспитательной работы школ № 13,20,21,23,24 (1953/1954 уч. год)»).

Организации Красного Креста имели тогда пять школ, среди которых была и 21-я смешанная.2

Шкода имела 17 классов. Директором школы был Калиничев Валентин Константинович (работал в школе с 1 августа 1953 г.), завучем - Коротаева А.А. (как мы помним, в документах за 1949-1950 год она значилась как директор).2

«Работа с родителями.

Родительский комитет школы работает по плану под руководством директора школы хорошо...».

«Учителя, уроки, учебная работа.

У учительницы 1-го класса Кузнецовой Нины Григорьевны дисциплина на уроках хорошая, учащиеся активны.

В классе учительницы Челкасиной Р.В. имеются элементы самостоятельной работы.

Во 2А классе (учительница Сахно Елена Владимировна) дети все чистые, мальчики стрижены наголо, все в белых воротничках.

Урок Красильниковой Зои Васильевны (2Б) прошёл живо, интересно. На уроке учительница учила и научила проверять безударные гласные.

Учительница Иванова Валентина (ЗА) даёт детям прочные знания. Тетради чистые, пишут дети грамотно.

Проверка журнала 4-го класса показала, что учительница Варнакова Серафима Алексеевна мало работала на уроке со слабыми учащимися. Учительница следит за постановкой вопросов и своевременно исправляет неточности

Материал по литературе на уроках Шаровой Нины Сергеевны (10 класс) изучается почти в полном соответствии с календарным планом,... систематически проводится повторение. Объяснение нового материала учителем проводится на должном идейно-политическом уровне.

Уроки Улькиной Н.И, отличаются чёткостью, продуманностью, умением в урок сделать многое. Дисциплина учащихся на уроках Улькиной Н.И. сознательна, учащиеся организованы.

 

Свою историю школа начинает с маленьких тесных классов, которые размещались в штабе военного городка Дягилево.

Шло время. Учеников становилось всё больше и больше, и ребята мечтали о новой школе с большими светлыми классами.

И вот в 1958 году благодаря стараниям директора школы Коротаевой Анастасии Андреевны и при содействии вдовы В.П.Чкалова Ольги Эразмовны и генерала А.В.Белякова      начинается строительство здания новой школы. Для строительства школы выбирали лучшее место, чтобы была расположена в центре городка, вблизи жилых домов.

 

В строительстве школы принимал участие инженер- строитель Титов А.С., свидетельство об окончании школы №21 которого, подписанное Анастасией Андреевной.



Анастасия      Андреевна была необыкновенно сильная и целеустремлённая женщина. Умом, волей и прекрасными организаторскими способностями ей удалось создать хороший педагогический коллектив и не менее сплочённый коллектив учащихся. Ребята вместе с учителями выполняли посильную работу - ходили на субботники и весело, с песнями убирали строительный мусор. Для всех одинаково дорого было имя средней школы № 21 города Рязани.

Общими усилиями в 1960 году новое здание школы № 21 распахнуло двери. Простор, свет, много-много солнца. В первый год жизни школы закладывали цветники и, конечно же, не забывали учить детей — всё делалось сообща, дружно, на одном дыхании/

Издавна славится коллектив 21 школы своими педагогическими кадрами. Это и Шарова Нина Сергеевна, Тимохина Нина Александровна, Старичкова Клавдия Фёдоровна, Давыдова Вера Алексеевна и многие другие. Это была команда единомышленников. А во главе её - Коротаева Анастасия Андреевна. Она являлась образцом высокой культуры, интеллигентности, истинного благородства и творческого отношения к любому делу, пользовалась беспредельным уважением и доверием учителей, учащихся и их родителей

Директор школы - это не столько должность, сколько образ жизни. Анастасия Андреевна жила школой. Сколько хил, нервов, времени стоило ей строительство новой школы. Но она, прежде всего, думала о своих учениках.

Самое главное в 21 школе - её душа. Тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Школьные стены будут неумолимо отсчитывать время: 70, 80, 90 лет, а школа всё равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполнятся новыми звонкими голосами. Меняются директора, уходят на пенсию учителя, приходят новые, но память о Коротаевой Анастасии Андреевне - первом директоре школы останется на долгие-долгие годы.

 

news
сайты
Форма входа